X
Акции Акции
и
Спецпредложения

Аварийное рулевое управление

21.03.2018

Аварийное рулевое управление

Потеря управления - очень серьезная поломка, которая может озадачить при неблагоприятных погодных условиях даже достаточно опытный экипаж. Для начала разберемся, что же из себя представляет и как осуществляется управление яхтой.

Множество лет среди яхтсменов не утихают споры, что все же предпочтительнее для небольшого парусного судна - румпель или штурвал. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки.

  • Если яхта до 30 футов хорошо отцентрована, она слушается руля очень чутко. Румпель не требует особых физических усилий для маневров. Устройство представляет собой эластичный и прочный деревянный брус диаметром до 30 мм и длиной около метра. Благодаря своим формам, он располагается горизонтально. Иногда для того, чтобы безопасно поднимать его вверх, брус усиливают оковкой. Однако, управлять постоянно высоко поднятым румпелем не следует. Нагрузка вследствие этого на него и на баллер становится очень серьезной. К тому же, рулю в таком положении тяжело передать достаточный вращающий момент. Поэтому, злоупотреблять такими действиями не стоит. Плюсы управления румпелем: надежность, чуткость. Бывалые спортсмены говорят, что благодаря такому управлению чувствуют себя с судном одним целым. Поэтому им и удается порой на гонках демонстрировать просто фантастические результаты. Но имеются и минусы: на дальних и долгих переходах рулевой быстро устает. Здесь есть два выхода: использование подруливающего устройства или штурвала;
  • Штурвал - традиционный атрибут крейсерской яхты. Чтобы на разных галсах хорошо видеть курс (если паруса мешают обзору), многие шкиперы предпочитают иметь сразу два рулевых колеса. На гоночных малоразмерных яхтах штурвал устанавливают, но значительно реже. В этих случаях используется тросовая передача с малым передаточным числом. Это позволяет достаточно чутко и вовремя корректировать направление движения. На средних и больших современных судах применяется гидравлика и гидравлическое сервоуправление. Тем не менее, на многих из них дополнительно устанавливается аварийный румпель. Чтобы в случае отказа довольно сложной системы не остаться без руля. Плюсы штурвала для больших и средних яхт очевидны. Кроме того, штурвал - это символ морской профессии. Его наличие по-прежнему поднимает статус капитана и всей команды. Для капитанов малых судов это дело привычки. Ну а если яхта позиционируется как гоночная, то серьезной необходимости в установке штурвала не существует.

Потеря управления

Итак, в результате непредвиденных обстоятельств произошла серьезная поломка - потеря управления. В богатой морской практике бывалых капитанов случались эпизоды, когда неожиданно ломалось перо руля о подводные рифы или камни, разлетался в щепки штурвал при маневрах в штормовую погоду, отказывал баллер или заклинивало гидравлику. Что же делать?

  1. Первое и основное правило гласит: без паники! Трагедии на море часто случаются именно из-за неустойчивой человеческой психики, а не из-за отсутствия выхода из сложившейся ситуации. Прежде всего нужно спокойно оценить обстановку. Если судно на ходу, и в результате аварии не образовалась серьезная неустранимая течь, его немедленно покидать команде нет никакой серьезной необходимости. Опытный шкипер всегда на такой случай имеет несколько вариантов для восстановления управляемости;
  2. Если авария случилась с большим судном, у него, как правило, существует аварийный румпель. Кроме того, все современные суда оборудованы средствами связи. Серьезная непогода и одновременная потеря управления - веские аргументы для того, чтобы немедленно запросить помощь по радио;
  3. Возможно, стоит попытаться управлять яхтой одними только парусами. Это требует определенной сноровки и слаженности действий всей команды. Может получиться не сразу. Если у вас длиннокилевое судно, это осуществить значительно легче. Необходимо сбалансировать парусность, и перемещением веса экипажа на один из бортов попытаться приводить судно к ветру. Способ очень трудоемкий, люди могут быстро устать. Годится только для небольших судов, которые находятся недалеко от берега;
  4. Руль можно изготовить прямо на месте из подручных средств. Это не займет много времени и не требует серьезной квалификации. Спинакер-гик с прикрепленной к нему пластиной (листом фанеры или частью пайолы) легко превращается в своеобразное рулевое весло. Если на яхте отсутствует дрель, шурупы, болты или заклепки, крепеж следует выполнить с помощью принайтовки нейлонового конца. Обвязка должна быть тугой и основательной. Несмотря на незатейливость такого метода, с его помощью можно быстро взять ситуацию в свои руки. Чем лучше закреплена пластина, тем надежнее и эффективнее ваше приспособление;
  5. Управление яхтой с помощью буксирного конца тоже имеет определенный смысл. Правда, такой вариант заставит здорово потерять в скорости. На конец троса крепится обыкновенное ведро и бросается за борт. Второй конец прикрепляется к своеобразной узде, проведенной по противоположным бортам через блоки минделя на лебедки. Крепление в самой широкой части корпуса позволит создать дополнительный рычаг. Натяжением лебедок контролируются повороты. Преимущества очевидны, как и недостатки: судно возвращается под полный контроль, но существенно замедляет ход. Если авария случилась недалеко от берега, этот способ вполне приемлем. Рекомендуется использовать и как промежуточный этап. Конструируя тем временем рулевое весло, или устраняя поломку.

Умение командовать яхтой, попавшей в нештатную ситуацию, дается с определенным опытом. Конечно же лучше, если шкипер никогда не столкнется с проблемой потери управления. Но то, что он и его команда будут делать в случае аварии, капитан должен четко знать и представлять заранее. Всех тонкостей ситуаций, конечно же не предусмотришь. Но к основным моментам следует подготовиться и морально, и материально. Когда на судне в наличии набор самых необходимых инструментов, это значительно облегчает любую задачу.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
Хочешь получить бесплатную консультацию специалиста?
"matik" - разработка и продвижение сайтов