X
Акции Акции
и
Спецпредложения

Коррозия. Можем ли предотвратить её?

21.03.2018

Коррозия. Можем ли предотвратить её?

Коррозия - всем известный из школьной программы процесс саморазрушения металлов и сплавов. В результате взаимодействия с агрессивной окружающей средой происходят химические, гальванические или электролитические реакции. Металл покрывается налетом ржавчины, постепенно теряет свои свойства и разрушается. Мало того, что это выглядит неэстетично, пораженные коррозией элементы распадаются.

Ученые уже довольно давно ищут способы действенной нейтрализации этой естественной реакции.

  • Одним из самых эффективных на сегодняшний день является покрытие нестойкого материала тонким слоем металла с высокими антикоррозийными свойствами;
  • Вторым распространенным методом является нанесение неметаллического покрытия;
  • Третий способ, это безусловно, окрашивание зачищенной от ржавчины поверхности. Применение всевозможных грунтов, лаков и красок.

Когда яхта постоянно находится в эксплуатации, процесса коррозии избежать полностью не удастся. Но частый и своевременный уход может в разы его замедлить, свести нежелательные воздействия к минимуму. Как предотвратить коррозию? Можем ли мы бороться с этим процессом достаточно эффективно? Для начала, давайте разберемся, что именно происходит и почему.

Коррозия судна

  1. Небольшой слой атмосферы над морем (примерно 7 метров) является очень агрессивной средой. Повышенное содержание солей быстро превращает влагу в концентрированный солевой раствор;
  2. Морская вода обладает очень низким сопротивлением и являет собой по сути раствор электролита;
  3. Электрохимическая реакция одна из самых опасных. Она может привести в негодность как корпус яхты, так и установленное оборудование;
  4. Когда судно находится в марине на приколе или совершает плавание, то подвергается постоянному воздействию коррозийных процессов;
  5. Если два разных металла соединить между собой залить электролитом, получится гальванический элемент. В результате материалы приходят в негодность очень быстро.

Часто встречающиеся примеры пар металлов на судне, подверженных электролитической коррозии, могут быть заложены в конструктивных особенностях его элементов. Так, например, корпус из алюминия может разъедать особенно сильно в местах соприкосновения с другими металлами, превращая прочный материал в белый порошок.

Болт из нержавейки, который вкручен в алюминиевое основание мачты, или бронзовый винт в стальной гайке - все это примеры потенциально слабых мест.

Предотвращение активной электролитической реакции

В разных частях яхты могут возникнуть замкнутые контуры, по которым пойдет электрический ток, разрушая материалы. Причины может быть две.

Первая. Разница электрических потенциалов металлов при соприкосновении между собой. Как предотвратить? Разорвать этот самый контур с помощью диэлектрического изолятора (клей, силикон, прокладки). Это самое простое решение.

Для того, чтобы максимально обезопасить корпус, понадобится решить более сложную задачу: на днище судна варятся специальные шпильки, на которые устанавливают аноды (протекторы). Последние подбираются, исходя из разницы потенциалов металлов и агрессивности воды. Так, к соленой морской воде больше подходят цинковые и алюминиевые сплавы, для пресной - магниевые.

В результате реакции протекторы «приносят себя в жертву», то есть активно разрушаются. При этом стоит заметить, что наличие различных металлов в электролитической среде не является обязательным условием коррозии. Это лишь серьезно ускоряет процесс. При постоянном нахождении в агрессивной среде однородного металла появляются локальные катоды и аноды.

Вторая причина - возникновение блуждающих токов из-за нахождения на судне локальных источников питания (аккумуляторов) или подключения яхты на стоянке в марине к береговой линии электропередач. Мокрые провода или слабо изолированные соединения могут стать проблемой не только для металла, но и для безопасности людей. Обязательно проводите профилактическое обслуживание вовремя. Применяйте мониторы контроля аккумуляторов (контроллеры) для постоянного слежения за их состоянием и балансировки зарядов последовательно соединенных батарей.

Коррозия двигателя. Разрушение чугуна

Двигатель - наиболее активная часть судна, которая серьезно подвергается изнашиванию. Постоянное охлаждение холодной и соленой забортной морской водой - естественная и практически неустранимая причина. С учетом этого процесса двигатели проектируются массивными и громоздкими.

Одним из решений является применение водо-водяных холодильников. Но они сравнительно быстро приходят в негодность (5 -7 лет). Усугубляет ситуацию то, что вода даже после остановки находится внутри, а нахождение любой влаги в выхлопной системе делает процесс коррозии неотвратимым.

Профилактические работы для решения большинства проблем

Профилактические работы на яхте решают множество основных проблем. Обслуживание должно включать в себя такие основные элементы:

  • Помывку корпуса яхты;
  • Обработку днища с применением скребка:
  • Зачистку или замену проржавевших элементов;
  • Покраску свежей краской;
  • Проверку электропроводки и аккумуляторов;
  • Профилактику двигателя;
  • Замену отработанных анодов.

Использование протекторов не одно десятилетие значительно экономит деньги судовладельцам. Цена анодов несравнимо ниже стоимости того же гребного вала из нержавейки или бронзового винта. Но процесс распада цинка небезопасен. Это заставило задуматься защитников природы. Замеры в самых популярных стоянках показали скопление вредных ядовитых веществ, которые выделяет цинк при разрушении. Сплавы, как правило, содержат токсичный кадмий. Применение этого металла запрещено многими цивилизованными странами.

Альтернатива цинку была тотчас найдена ведущими производителями анодов. Алюминиевые сплавы ничем не уступают в электрохимической активности и не отравляют морских обитателей. Специалисты по обслуживанию рекомендуют регулярно осматривать протекторы и зачищать места контактов. Это поможет эффективно защитить судно от электрохимической коррозии.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
Хочешь получить бесплатную консультацию специалиста?
"matik" - разработка и продвижение сайтов