X
Акции Акции
и
Спецпредложения

Материал для паруса: какой лучше?

23.03.2018

Материал для паруса: какой лучше?

Давно прошли те времена, когда для пошива парусов применялись исключительно хлопчатобумажные ткани. Это был далеко не идеальный вариант: материал постоянно растягивался, терял форму, намокал, лопался от воздействия морской воды и палящего солнца. А когда яхтсмен решался заменить прохудившуюся ткань, это было сделать и вовсе не так уж просто.

Новую «одежку» для яхты необходимо было старательно «выхаживать». Для этого специально подбиралась хорошая погода. И в течение нескольких дней яхту «выгуливали» под средним ветром в галфвинд, тем самым растягивая, разглаживая паруса. Стремясь, чтобы они приняли задуманную мастером форму. Но стоило попасть под дождь, хлопок ощутимо «садился», и процесс следовало начинать заново.

Требования к материалу

Наука с того времени ушла далеко вперед. Самые передовые и уникальные разработки используются в престижных состязаниях и судах премиум-класса. Из года в год появляются новые ткани и технологии. Огромный выбор и навязчивая реклама способны несколько обескуражить начинающего яхтсмена. Для того, чтобы правильно подобрать парус, нужно в первую очередь определиться с требованиями к нему.

  • Сопротивление растяжению. Значительное растяжение от нагрузки подразумевает постоянную потерю формы;
  • Воздухопроницаемость. В былые времена очень важная характеристика. Если ткань пропускает воздух, ощутимо теряется тяга. Но современные технологии дают возможность пропитки специальным составом. Это заставит самые воздухопроницаемые материалы не расходовать ветер в пустую;
  • Прочность. Это легко пояснит даже «зеленый» новичок: прочность на разрыв - одно из основных требований к гардеробу Вашего судна;
  • Влагостойкость. Если ткань пропускает через себя влагу, поглощает и задерживает ее в своих волокнах, она недолговечна. Такой парус будет тяжелым во время непогоды, и с ним совсем нелегко управляться команде;
  • Стойкость к химическим реакциям. Постоянное нахождение в соленой среде, на холоде и жаре, ветре, активное воздействие ультрафиолета, физическое соприкосновение с разными металлами - все вышеперечисленное диктует это важное требование;
  • Устойчивость формы. Если парус и потерял форму при деформации, он должен естественно и быстро ее восстанавливать;
  • Легкость. Чем легче ткань, тем быстрее преобразует энергию ветра в тягу. Тем выше КПД, и тем проще работать экипажу;
  • Повышенная износостойкость. Во время долгого плавания случаются разные ситуации. Ткань должна спокойно выдерживать трение, излом и постоянные нагрузки.

Принципы выбора

До того, как углубиться в огромное разнообразие современных материалов, стоит определить, для какой яхты именно, для каких целей нужен нам парус. Гоночные небольшие лодки имеют одни требования. Средние и большие суда, участвующие в крупных регатах на большие расстояния - другие. Ну и крейсерские яхты, предназначенные для круизов, туризма, отдыха - третьи.

Идеального материала, который бы полностью и одновременно удовлетворял всем запросам сегодня не существует. Кроме этого, стоимость - очень немаловажный фактор для большинства яхтсменов. Ну а новичкам следует посоветовать подходить к этому вопросу постоянно сверяясь по шкале «Цена - Качество».

Классифицируя материалы, проще всего исходить из технологии их изготовления:

  1. Тканые паруса. Если немного углубиться в историю флота, то мы вспомним, что долгое время незаменимым и самым распространенным решением были льняные паруса. Но уже в XIX столетии им на смену приходит хлопок. 50-е годы прошлого века ознаменованы революционными открытиями в области химии. Хлопчатобумажные материалы уступают место синтетике. Полиэфирные нити отличаются износостойкостью и дешевизной. Парусину теперь изготавливают из полиэстера и его разновидностей (лавсан, дакрон, и другие). Да и сегодня в арсенал многих любительских яхт входят такие бюджетные и оптимальные решения. Здесь нужно обязательно упомянуть, что в современных синтетических материалах активно применяются смолы. Выбирая ткань для своего судна, необходимо всегда учитывать: чем выше содержание смол, тем хуже плотность волокон. Дешевые варианты уже через пару сезонов потеряют форму. Стоит обратить особое внимание на качество. На суперсовременных бесчелночных станках изготавливают прочные, плотные ткани премиум-класса, предназначенные для круизов, гонок и элитных яхт. Естественно, цена на такие изделия довольно высока;
  2. Ламинатные. Стремление к совершенству и постоянный прогресс в области науки дали жизнь новой технологии. Ламинат представляет собой набор определенных нитей, склеенных в несколько слоев майларовой пленкой. Иногда такой принцип называют «сэндвич», сравнивая технологию послойной укладки с бутербродом. Несмотря на свою многослойность, ламинат, как правило, легче и прочнее обычной ткани. Но и здесь есть свои минусы: такие решения очень страдают от изломов и ультрафиолетового излучения. Ключевую роль для долговечности этих парусов играет правильное обращение. Сразу после использования, паруса рекомендуется аккуратно сложить или скрутить, избегая изломов, упаковать в чехлы. Несведущему человеку немудрено запутаться в разнообразии ламината. Проще всего условно разделить ламинаты на две основные группы, исходя из предназначения: круизные и гоночные. В самом простом, круизном варианте материал состоит из пленки с наклеенным поверх дакроном. Традиционные гоночные решения армированы мощными продольными волокнами, выдерживающими серьезные нагрузки. Естественно, они намного дороже и нуждаются в особом уходе. Какой же из ламинатов выбрать? Twaron, Technora, Kevlar, Spectra, Certran, Dyneema, Mylar, Pentex, или Vectran? Каждый из брендов, в свою очередь, имеет развернутую классификацию по типам. И естественно, свои особые преимущества и недостатки.

Скорость или долговечность?

Российский яхтсмен привык руководствоваться в своем выборе здравым смыслом и практической стороной вопроса: цена, качество, долговечность. Исходя из этого, наиболее предпочтительными для большинства являются тканые паруса. Самым большой минус технологии - быстрая потеря формы. Но качественная ткань даже новичку прослужит долго, учитывая ее относительную неприхотливость.

Ламинатные паруса - более профессиональный и узконаправленный подход. Здесь иногда о цене и долговечности думают отнюдь не в первую очередь. Это выбор мастера, ориентированного на скорость и результат.

Серьезные регаты, быстрые престижные гонки или круизы большой протяженности требуют скрупулезного подхода и планирования. Профессионалы всегда подбирают материалы для гардероба яхты с особой тщательностью, полагаясь на собственный опыт и советы парусного мастера.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
Хочешь получить бесплатную консультацию специалиста?
"matik" - разработка и продвижение сайтов