X
Акции Акции
и
Спецпредложения

«Ошибки» компаса

24.03.2018

«Ошибки» компаса

Магнитный компас - один из основных приборов на судне. Его устройство знакомо всем нашим соотечественникам с детских лет из школьных уроков географии. И если в детстве большинство из нас практиковалось с его использованием в общем-то не в безлюдном лесу, то в открытом море важность предоставленной им информации переоценить сложно.

Несмотря на то, что современные яхты, как правило, оборудованы электронными навигационными системами, роль старого друга всех мореплавателей - морского магнитного компаса не утрачена насовсем. Электроника вещь точная, но дорогая, и порой ненадежная. Традиционный прибор не нуждается в электропитании, на него не действуют радиопомехи, и он более неприхотлив в эксплуатации.

Традиционные навигационные приборы для маломерных судов

  • Компасы;
  • Лаги;
  • Лоты;
  • Угломерные инструменты;
  • Инструменты для работы с картой.

Экономить на компасе себе дороже. Любой профессиональный шкипер Вам скажет, что без определения сторон света и направления движения проложить курс в открытом море довольно проблематично. Что делать, когда прибор вдруг ни с того, ни с сего начинает «врать»? Из за чего может произойти подобный казус?

Проблема склонения

Географические полюса нашей планеты не совпадают с магнитными. Еще в самом начале XIX века была открыты закономерности земного магнетизма. С тех самых пор, поправка на склонение учитывается на всех современных картах.

Магнитные полюса находятся:
Северный - в более, чем 700-а милях от соответствующего географического;
Южный - в 1500 милях от своего одноименного собрата.

Угол, который образуют стрелка, указывающая на направление Северного полюса и точка его настоящего нахождения, называют «магнитным склонением». Эта аномалия существует в любом месте Земли.

Исправный магнитный компас всегда указывает на настоящий магнитный Северный Полюс. Что поделать, природа не всегда поддерживает человеческие расчеты и стремление к совершенству. В отдельных районах планеты, угол склонения может достигать 25 градусов. Есть и более экстремальные величины, но в тех малодоступных местах парус крейсерской яхты навряд ли скоро появится.

Несмотря на это, поправками пренебрегать никогда не стоит. К примеру, угол склонения в Черном море равен 7-ми градусам. Но аномалии, образующиеся из-за глубинного залегания пород, могут сделать его еще большим. Поэтому, склонение никогда нельзя не учитывать. В конечном итоге, это поможет Вам не «промахнуться» мимо места назначения.

Хороший шкипер поправку делает автоматически, едва взглянув на карту. Если на карте указано, например, 5Е - это восточное склонение. Погрешность отклоняет курс по часовой стрелке. В этом случае значит, что настоящий Северный Полюс находится на 5 градусов восточнее, чем указывает прибор. С западным - аналогично, только компас теперь «врет» в обратную сторону, и настоящий полюс находится западнее на указанную величину.

Склонение, указанное на картах, цифра строгая, но недостаточно постоянная. Так например, на том же Черном море она изменяется на 1 градус каждые 8 лет. Так что пользоваться слишком старыми картами шкиперам не рекомендуется.

«Капризная» девиация

В отличие от склонения, эта величина совсем непостоянная и зависит от магнитного поля судна. Ошибка проявилась с появлением первых пароходов. В результате активного развития судостроения появились первые металлические корпуса. И практически сразу же была обнаружена девиация. Компас безбожно «врал». Его стрелка сильно отклонялась от нормы под воздействием железа.

Но мореплаватели быстро нашли выход. Рядом с морским компасом стали размещать магниты-уничтожители. Прославленный капитан Мэтью Флиндерс разработал и осуществил на практике эту актуальную по сей день методику. Первые компенсаторы в его честь называли «флиндерсбар».

Ставили их в нактоуз (в настоящее время - это шкафчик, в котором размещен котелок компаса). Большие железные шары (компенсаторы) располагались справа и слева с таким расчетом, чтобы их можно было двигать, регулируя погрешность. Также в ящике присутствовал набор магнитов. Правильное сочетание и расположение этих предметов позволяло полностью уничтожить девиацию. Современный метод точной настройки магнитного компаса практически ничем не отличается.

Девиация на современных парусных судах

Речь идет не только о металлических яхтах, на которых погрешности будут, действительно запредельными, и могут достигать, в конечном итоге, умопомрачительных величин. На судах из дерева или стеклопластика, начиненных различным современным оборудованием, девиация присутствует в обязательном порядке.

  • Примеры причин возникновения ошибки:
  • Металлический корпус судна;
  • Расположенный близко к нактоузу электрический кабель;
  • Электронные приборы различного назначения;
  • Блуждающие токи;
  • Магнетизм двигателя;
  • Редуктор подвесного мотора;
  • Магнит динамика, подвешенного поблизости.

Даже гаечный ключ в кармане рулевого способен отклонить стрелку на несколько градусов. К путевому компасу нужно относиться очень осторожно и внимательно.

Как уничтожить девиацию

Как мы уже упоминали, морской компас оборудован предметами для коррекции этих погрешностей. Железные шары компенсируют силы индуктивного магнетизма. Ошибки, связанные с твердым судовым железом, можно исправить с помощью специальных постоянных магнитов.

Шкипер может уничтожить девиацию самостоятельно, или вызвать профессионального настройщика. В любом случае, ошибки должны быть определены и исправлены. Наиболее простым и действенным для капитана является «способ Эри» (назван в честь британского математика и астронома Джоржа Эри).

  1. Включив двигатели, яхта идет магнитным курсом 0˚;
  2. Магнитами-компенсаторами, перпендикулярными меридиану, девиация уничтожается полностью;
  3. Яхта ложится на обратный курс;
  4. Теперь ошибка уменьшается до половины теми же магнитами;
  5. Курс - перпендикулярно предыдущему;
  6. Снова девиация уничтожается до нуля перпендикулярными меридиану магнитами;
  7. Обратный курс;
  8. Компенсация опять до половины.

И так далее, пока не скорректируются полностью все четыре главных магнитных курса.

Для того, чтобы избавиться от остаточной погрешности составляют девиационные таблицы и графики, используя ручной компас-пеленгатор или GPS-навигатор.

Точная настройка морского компаса на яхте не является особо уж сложным занятием и достигается достаточной практикой. Если не хотите оказаться в анекдотической роли героя популярного романа Жюля Верна, который промахнулся в своих расчетах, попав на совершенно другой материк, пренебрегать коррекцией никогда не стоит.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
Хочешь получить бесплатную консультацию специалиста?
"matik" - разработка и продвижение сайтов