
24.04.2018
Правильное построение курса на судне
Просто провести линию на карте, для того, чтобы построить курс на яхте, не достаточно, так как требуется учитывать различные факторы, влияющие на передвижение судна. Ветер и течение могут оказывать существенное воздействие на смещение яхты от заданной линии, поэтому важной задачей штурмана является не только правильно проложить курс, но и учесть все факторы, которые, к слову будет сказано, постоянно могут меняться, добавляться или исчезать. Называются такие мероприятия по построению курса – построение счислимой позиции с учетом внешних факторов.
Ветер
Ветер – это первый и самый главный фактор, который надо учитывать при построении курса на судне. Этот фактор влияет на все судна, не обязательно только парусные, потому как некоторой парусностью корпуса обладают все лодки. На показатели ветрового дрейфа, которые могут варьироваться от 0 до 10°, влияет сила ветра. Определить наиболее точное значение можно при помощи ручного пеленгатора.
Помимо силы ветра на курс влияет и его направление. Поэтому, если вам по пути, то хорошо, а если дует боковой ветер, то он однозначно будет сносить судно в сторону. Например, при движении судна на восток во время северного ветра, значение курса будет увеличиваться, поэтому во время решения типовых задач значение дрейфа прибавляется к ранее проложенному курсу. Если же при том же ветре, яхты движется в западном направлении, значение курса требуется уменьшать.
Течение
Не менее значимым фактором является течение, которое можно охарактеризовать направлением и скоростью. В качестве единицы измерения используются градусы и, как правило, течение полностью соответствует настоящему курсу. Характеристики течений могут быть неизменными, в таком случае они отмечаются на картах. Различают приливно-отливные течения, параметры которых берутся со специальных карт, где их характеристики расписаны почасово.
Как составить курс на судне: порядок решения задач
Чтобы знать, как построить курс на судне необходимо практика и внимание к деталям. Сначала необходимо отложить вектор перемещения судна, учитывая снос под ветер. Проложенная линия является путем относительно воды и обозначается стрелкой. Скорость движения – это скорость воды, которую показывает лаг.
Из точки, которая получилась, прокладываем вектор течения, обозначая его тремя стрелками по направлению течения. Полученный в результате вектор будет являться нашим путем по отношению к грунту и обозначается 2 стрелками.