X
Акции Акции
и
Спецпредложения

Подготовка к шторму. Убегание со штормом.

29.03.2018

Техника штормования. Убегание со штормом

Хороший шкипер должен постоянно совершенствовать свои навыки. Разбушевавшаяся стихия - очень суровый экзаменатор и не прощает серьезных ошибок. В таких случаях важно не только понимать для чего и как маневрировать, но и принимать логичные взвешенные решения. Экипаж должен быть тщательно подготовлен и проинструктирован. Только практика и опыт дадут необходимые умения. Перед тем как применять любую из техник штормования, следует отрепетировать действия команды при небольшом волнении. Такой разумный подход избавит неопытную команду от многих неприятных нюансов.

Обычно судно, попавшее в шторм, до определенного момента пытается двигаться своим прежним курсом. Следует сразу заменить обычные паруса на штормовые. Но если ветер и волна становятся крайне опасными, маневрирование с целью держаться ранее выбранного направления следует прекратить. В этом случае, шкипер принимает решение о переходе к технике штормования. Одним из эффективных и проверенных методов является «убегание со штормом».

Важно. Техника «убегания» рекомендуется опытной команде при наличии свободной акватории большой протяженности без каких-либо навигационных опасностей. Присутствие сигнальных буев, мелей, рифов или других судов на пути следования может привести к серьезной аварии.

Подготовка к шторму

При современном уровне развития информационной техники и прогнозирования погоды моряки очень редко попадают в крупную переделку внезапно. При получении штормового предупреждения команде следует тщательно подготовиться к встрече с разыгравшейся стихией.

Действия по подготовке часто зависят от конструктивных особенностей судна. Но все же некоторые элементарные вещи остаются общими для большинства типов парусных судов.

  1. Капитан должен разумно оценить обстановку. При выборе тактики следует учитывать силу надвигающейся стихии, техническое состояние и тип яхты, опыт и слаженность экипажа;
  2. Далее необходимо произвести инструктаж. Каждый человек в команде должен досконально знать и понимать свои действия;
  3. Назначьте ответственных за подготовительные работы. Обязанности следует распределить четко. Действуйте быстро и без суеты;
  4. Подготовьте штормовые паруса. Они должны лежать в легкодоступном месте;
  5. Проверьте крепления палубного груза, стрел, лебедок, кранов, спинакер-гика, спасательных шлюпок, плотов и других предметов;
  6. Возьмите якорь на дополнительные стопора;
  7. Задрайте люки, двери, иллюминаторы;
  8. Поставьте заглушку в якорный клюз;
  9. Разверните по ветру трюмные вентиляторы и закройте чехлами. Иллюминаторы подветренного борта задраиваются в последнюю очередь в экстремальных ситуациях;
  10. Заполните вахтенный журнал. Отметьте свое положение на карте и время получения штормового предупреждения. Запишите свой курс, показания барометра и имеющихся навигационных приборов;
  11. Проверьте работоспособность всех судовых устройств и систем;
  12. Подготовьте тросы для буксировки за яхтой и плавучие якоря, чтобы в случае необходимости их осталось лишь стравить за борт;
  13. Пища, спички, сигнальные ракеты - все это полагается изолировать от попадания воды и держать в общедоступном месте;
  14. Раздайте таблетки от морской болезни тем, кому это необходимо;
  15. Примите меры, связанные с конструктивной особенностью яхты;
  16. Еще раз доведите до команды действия каждого при штормовании;
  17. Заложите спасательные концы;
  18. Распорядитесь надеть страховочные пояса.

Во время шторма фиксируйте изменения направления и силу ветра, не забывайте следить за показаниями навигационных приборов. Заносите данные в вахтенный журнал.

Техника штормования

В случае усиления опасности, капитан уполномочен принять решение о применении техники «убегания со штормом». По сути она состоит из двух важных моментов:

  1. Яхта ложится на наиболее безопасный курс по отношению к ветру и движется попутно волне;
  2. Скорость при этом сбрасывается доступными средствами вплоть до идеальных 5-6 узлов.

Сильное уменьшение скорости, как и ее значительное превышение способны привести к потере управления. И как следствие, развороту судна к волне под опасным углом. Это может закончиться аварией: опрокидыванием, потерей мачт или другими серьезными повреждениями. Такие случаи известны в морской практике и неоднократно описаны. Действуйте максимально внимательно. Старайтесь идти безопасным курсом и держать скорость в разумных пределах.

  • Рулевой должен быть достаточно квалифицированным для успешного воплощения такой тактики;
  • 12-14 узлов глиссирования могут быть приемлемыми в светлое время суток для современной океанской яхты при условии наличия опытного экипажа;
  • Для торможения применяется тактика буксировки тросов или плавучего якоря. Часто используется подручный балласт за неимением лучшего;
  • Цель этого метода штормования - держать лодку на вершинах и в безопасных ложбинах волн;
  • Буксировка тросов или плавучих якорей также улучшает управляемость;
  • Скорость не должна падать ниже 4 узлов, но и не превышать контролируемые пределы;
  • Старайтесь, чтобы судно сильно не рыскало. Есть большая вероятность попасть в брочинг;
  • Для удержания курса часто требуется резкая перекладка руля;
  • Если длина волны больше длины яхты, вероятность накрытия гребнем невелика;
  • Лодка с глубокой посадкой и длинным килем намного устойчивей держится заданного курса;
  • Часто ставят небольшой штормовой стаксель с туго выбранными шкотами, что эффективно стабилизирует курс;
  • Хорошую управляемость дают и современные штормовые спинакеры;
  • Вместо зарифленного грота рекомендуется нести трисель. Иначе, зарывание гика в волну вызовет серьезное сопротивление, и как следствие, разворот;
  • Разворот лагом очень небезопасен;
  • Океанские гоночные яхты наиболее приспособлены для «убегания». Другие модели при сильных порывах ветра обычно стараются лечь в дрейф;
  • Гигантские волны могут заставить прибегнуть к технике убегания со штормом любое судно. Дрейфование при таких условиях выглядит намного опасней.

Какую бы тактику не выбрал капитан в условиях разбушевавшейся стихии, важно чтобы экипаж действовал слаженно и уверенно. Впадать в панику нельзя ни при каких обстоятельствах.

Морская практика изобилует удивительными случаями успешного выхода из самых тяжелых ситуаций благодаря дружным и умелым действиям экипажа. Но есть, безусловно, и обратные примеры. Когда из-за неосмотрительности и разгильдяйства случались аварии на ровном месте: при тихой погоде, абсолютной исправности судна и навигационных приборов. Море не прощает к себе подобного отношения.

Техники штормования предполагают хорошее знание теории и достаточную практику. Чувствовать свое судно, быстро и безошибочно принимать важные решения - все это приходит у хорошего яхтсмена с опытом. В морской науке нет ничего запредельно сложного. Знания и опыт, собранность, уверенность в своих силах помогут справиться с любой разгулявшейся стихией.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
Хочешь получить бесплатную консультацию специалиста?
"matik" - разработка и продвижение сайтов