X
Акции Акции
и
Спецпредложения

Тонкости швартовки

20.03.2018

Тонкости швартовки яхты

Для яхтсменов-профессионалов швартовка судна не составляет никакой сложности. Это один из самых основных элементов управления, которому обучаются еще на первых этапах.

Уместно сравнить швартовку с парковкой автомобиля. Нельзя сказать, что Вы умеете управлять авто, если не научились правильно и четко парковаться. На этом сходства, к сожалению заканчиваются. Процесс имеет ряд отличий, а именно:

  • Размер яхты, ее габариты осложняют маневры новичку. Хороший глазомер, опыт и расчетливость помогут в будущем это делать без особых усилий;
  • Каждое судно имеет свои особенности. Управляемость и время реакции у всех разная;
  • Сильный ветер, ливень, серьезное волнение и другие природные катаклизмы способны неопытных яхтсменов заставить понервничать;
  • Вес и инерцию движения яхты нужно обязательно всегда учитывать;
  • Следует не забывать брать во внимание течение. Особенно, если оно сильное;;
  • Психологический аспект. Молодой спортсмен будет обязательно волноваться в первое время.

Инструктаж от шкипера

Капитан судна проводит обязательный инструктаж. Экипаж должен досконально знать и понимать свои действия. Эффективность работы в каждой стандартной или нештатной ситуации зависит от Вашей сплоченности и уверенности. В хорошей команде все эти действия доводятся до автоматизма. Яхтсмены чувствуют друг друга «шестым» чувством. Понимают, что предпримут их товарищи, какая в чем нужна помощь, и действуют соответственно.

Швартовка кормой

  1. Первое, на что должен сделать шкипер и довести до матросов - это изучение акватории марины. Нужно отметить мелководья или опасные места и особо обратить на это внимание каждого;
  2. Четко проложить курс с учетом потенциальных опасностей;
  3. За 500 метров остановиться на холостом ходу;
  4. Подготовить и навесить кранцы;
  5. Закрепить швартовые концы;
  6. Лебедку следует внимательно проверить и подготовить к работе;
  7. Расставьте команду по местам:
    1. По матросу на противоположные борта;
    2. На нос - «якорный», готовый отдать якорь или выбрать цепь;
    3. На корму - моряк со швартовым;
    4. За штурвал - шкипер или рулевой;
  8. Заходим на стоянку справа на малом ходу (не больше 3-х узлов);
  9. Нужно визуально определиться с местом стоянки и довести это решение до экипажа;
  10. Примерно за 4 корпуса от пирса дайте команду бросить якорь;
  11. Подходим задним ходом, натягивая цепь для торможения;
  12. Матрос на корме должен закрепить швартовые;
  13. Выберите провисшую цепь до натяжения;
  14. Отрегулируйте нужное расстояние между яхтой и причалом;
  15. Проверьте надежность крепления. Готово!

Важные замечания

  • Внимание! Если Вы бросили якорь, а после этого цепь застряла или запуталась, ни в коем случае не пытайтесь распутывать руками! Это небезопасно;
  • Сильный боковой ветер может создавать трудности неопытному экипажу;
  • Якорь отдается с наветренной стороны, чтобы судно не сносило в процессе причаливания.

Швартовка на мертвый якорь

На больших современных стоянках, где причаливает множество судов, в последнее время получила широкое распространение швартовка на муринг (мертвый якорь). Приспособление представляет собой тяжелый предмет (обычно бетонная плита), помещенный на дно, к которому крепится прочный канат.

Муринг и служит якорем для Вашей яхты. Канат подбирают багром и крепят на носовой утке. Швартовка кормой практически не отличается ничем от вышеописанного способа, с той лишь разницей, что якорной цепью служит подобранный Вами канат. Мертвый якорь надежнее собственного и исключает случаи плохого сцепления с донным грунтом.

Постановка на бочку

«Для чего нужна такая стоянка, если есть собственный якорь?» - спросит яхтсмен-новичок. Назовем несколько вероятных причин:

  • Большая глубина бухты. Нужна очень длинная цепь, чтобы Ваш якорь лег на дно;
  • Донный грунт не дает надежного сцепления;
  • Данное место - заповедник. Грохот цепей здесь запрещен;
  • По той же причине власти берегут дно от «перепахивания»;
  • Слишком мало места на стоянке или она обычно перегружена. Бочка позволяет отвести судно от пирса.

Постановка на буй предоставляет определенные преимущества. Во-первых, надежность крепления.  Во-вторых, Вы можете без хлопот сняться, если есть необходимость быстро уйти.

Выглядит такая бочка как поплавок с двумя рымами. Верхняя рыма предназначена для зацепки багром (иногда для швартовки). Нижняя - для крепления троса мертвого якоря. Вверху также расположены специальные швартовные петли.

Рейдовый буй. Швартовка при непогоде

Рейдовый буй может превосходить обычную бочку размерами в десятки раз, но принципы работы у них одинаковые. Для малоопытных яхтсменов подход к такому огромному плавучему металлическому предмету, особенно при сильном волнении или ветре, может составить некоторые сложности. В случае серьезной непогоды или непродуманных спонтанных действиях существует вероятность протаранить громадину форштевнем. Как этого избежать?

Приведем один безопасный и оригинальный вариант:

  1. Длинный конец крепится на носовую утку;
  2. Потом проводится на корму с внешней стороны лееров и релингов;
  3. Здесь же ставим «кормового» с багром;
  4. Яхту нужно развернуть таким образом, чтобы двигаться задним ходом, кормой к рейдовому бую;
  5. Идем обязательно против ветра. Это позволит Вам полностью контролировать ситуацию;
  6. «Кормовой» извлекает буй из воды, и проводит конец (или заводит в петлю без извлечения бочки);
  7. На ту же самую носовую утку конец набрасывается восьмеркой;
  8. Малый ход вперед;
  9. Разворачиваем судно носом к бую;
  10. Надежно крепим швартовы, регулируя нужную длину. Готово!

Этот способ предпочтительнее для новичков. Рулевой постоянно видит огромный рейдовый буй, а ход строго против ветра дает возможность точного и плавного подхода.

В случае, если на яхте не установлен двигатель, маневры производятся обычно, носом вперед, по касательной к бочке. В таком случае, желательно, чтобы на яхте присутствовал опытный шкипер или инструктор. Слаженные и уверенные действия экипажа уберегут от многих неприятностей.


Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
Хочешь получить бесплатную консультацию специалиста?
"matik" - разработка и продвижение сайтов